Приёмы формирования контроля и орфографической зоркости

Основной задачей в преодолении дисграфических ошибок на письме является формирование произвольного контроля в процессе выполнения письменной работы.

Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся.

Рассмотрим наиболее эффективные приёмы, способствующие формированию самоконтроля, как одного из компонентов учебной деятельности в процессе овладения грамотным письмом.

Орфографическое проговаривание.

О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе.

Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке написанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.

Выделение орфограмм зелёной пастой.

Данный приём помогает писать детям без ошибок. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.

Комментированное письмо.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд.

Комментирование может быть двух видов:

1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишу и).

2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).

Специально организованное списывание.

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля является диктант.

1. Предупредительный.

2. Объяснительный.

3. Диктант с постукиванием (не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

4. Диктант «Проверяю себя».

Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.

5. Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

6. Выборочный диктант. Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.

7. Зрительный диктант.

8. Диктант с взаимопроверкой.

Какографические упражнения.

Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. Дети не только должны найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова, в которых они допущены, в нужный столбик и оценить себя.

Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на определённый период получают разрешение пропускать букву, если не знают какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

1. пропуски делаются везде, где есть орфограммы;

2. пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях, либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

Дидактическая игра.

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга.

1. «Корректор».

Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.

2. «Огоньки».

На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка.

3. «Кто быстрее».

Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму.

Например: - Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?

4. Ребусы, изографы.

5. Детям очень нравятся мнемонические приёмы при смешение букв по кинетическому сходству (б – д, и – у, п – т, х – ж, Г – Р).

Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

Одним из приёмов повышения грамотности считается развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками.

Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Самый распространённый способ: учитель зачёркивает одну букву и надписывает другую, не отвечает этому требованию. Он должен создать условия для формирования действий самоконтроля и самооценки, чтобы действия ребенка становились осознанными и контролируемыми. Ребенок должен понимать, что ответственность за качество выполненной работы лежит на нем, и чем качественней он ее сделает, тем меньше работы ему предстоит на этапе работы над ошибками.

Работа над ошибками начинается с 1 класса, когда дети приступают к изучению грамматических правил, и проводится на каждом уроке, на дополнительных занятиях по теме, материал которой тот или иной ученик недостаточно усвоил.


Автор: М. В. Тетерина, учитель-логопед
Дата добавления: 2019-08-30

Вернуться на страницу «Учителям»