Характеристика специфических ошибок письменной речи

«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков
был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков –
вот главное основание правописания».

К. Д. Ушинский

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.

Итак, процесс письма в норме осуществляется на основе сформированности определённых речевых и неречевых функций:

  • правильного произношения звуков;

  • слуховой дифференциации звуков;

  • языкового анализа и синтеза;

  • сформированности лексико-грамматической стороны речи;

  • зрительного анализа и синтеза;

  • пространственных представлений;

  • памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.

I. На основе нарушений фонемного распознавания (артикуляторно-аккустическая, аккустическая дисграфия).

1. Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие, звонкие и глухие (в сильной позиции), Ч – Т, Ц – Т.

2. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: («писмо», «лубит»).

3. Замены гласных (под ударением): о-у (туча-«точа»), а-о(море-«маре»), е-и ( лес – «лис»).

II. На основе нарушений языкового анализа и синтеза.

1. Пропуски согласных (чаще всего при стечении): диктант - «дикат», школа – «кола».

2. Пропуски гласных: собака – «сбака», дома – «дма».

3. Перестановки букв, слогов: тропа – «прота», окно – «коно».

4. Добавление букв: таскали – «тасакали».

5. «Застревание» на определённых буквах и слогах: «ходила» - «ходидила», «дерево» - «девево».

6. Слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами: идёт дождь – «идедошь», в доме – «вдоме».

7. Раздельное написание слова: белая берёза растёт у окна – « белабе заратетёт у ока»).

8. Раздельное написание приставки и корня слова: наступила – « на ступила».

III. На основе недоразвитие грамматического строя речи (аграмматическая дисграфия).

1. Искажение морфологической структуры слова: захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки».

2. Изменение падежных окончаний: «много деревов».

3. Нарушение предложных конструкций: над столом – «на столом».

4. Изменение падежа местоимений: около него – «около ним».

5. Числа существительных: «дети бежит».

6. Нарушение согласования: « бела дом».

7. Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

IV. На основе недоразвития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений (оптическая, оптико-пространственная дисграфия).

1. Замены графически сходных рукописных букв: в-д, т-ш, э-е.

2. Замена букв, которые совпадают написанием первого элемента. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т, ш-щ), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д ). У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.

3. Зеркальное письмо (иногда у левшей, при органических поражениях мозга).


Автор: М. В. Тетерина, учитель-логопед
Дата добавления: 2019-08-30

Вернуться на страницу «Учителям»