Формирование правильного произношения звуков

Формирование правильного произношения звуков в самостоятельной речи ребёнка (рекомендации для родителей).

Вы заинтересованы в красивой, чистой речи вашего ребенка?

Для того чтобы звук правильно произносился в речи, необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка) в слогах, в словах, в предложениях и только потом введение звука в самостоятельную речь.

Процесс этот достаточно растянут во времени и требует терпения и настойчивости, как со стороны взрослого, так и ребёнка.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно заниматься ежедневно.

Произношение звука необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка. Иначе в повседневной разговорной речи он по-прежнему будет произносить дефектный звук.

Автоматизация звуков в самостоятельной речи ребенка:

• составление предложений;

• чтение и пересказ небольших текстов;

• рассказ об интересных событиях;

• комментирование своих действия (например, когда лепит или рисует);

• работа с чистоговорками, скороговорками;

1. Сначала произносим скороговорку медленно, чётко артикулируя каждый звук (словно говоришь глухому человеку, который умеет «читать по губам»).

2. Затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения.

3. Можно проговаривать скороговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком.

4. Затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.

5. Текст скороговорки произносим вначале с сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторяем с разжатыми зубами.

• заучивание стихотворений.

Следует регулярно исправлять неправильное произношение звуков в речи ребёнка и напоминать ему, что необходимо следить за тем, как он говорит.

Обратите внимание: постановкой звуков занимается логопед! Поэтому именно к нему обращаются за первой помощью. Он направит Ваши усилия. Однако быстрота введения звука в речь зависит не от усилий логопеда, а от домашней ежедневной работы родителей с ребёнком. Здесь Вы - царь!

Автор: М. В. Тетерина, учитель-логопед
Дата добавления: 2019-08-30

Вернуться на страницу «Родителям»