Виды нарушений речи

Автор: М. В. Тетерина, учитель-логопед
Дата добавления: 2019-08-30

Дислалия - нарушение звукопроизношения, подразделяется на два вида:

органическую - вызванную органическими дефектами периферического речевого аппарата (изменения в строении челюстей, укорочение подъязычной уздечки, неправильное строение нёба - слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.);

функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет.

При органической дислалии, коррекцию дефектов периферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

Причины возникновения функциональной дислалии:

  • неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье),

  • подражание плохо говорящим сверстникам,

  • двуязычие в семье,

  • педагогическая запущенность,

  • недоразвитие фонематического слуха,

  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть языком и чувствовать его положение в полости рта,

  • снижение слуха,

  • отклонения в умственном развитии ребенка.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, т. е. недостаточной иннервацией. Ребенок, страдающий дизартрией, говорит невнятно и непонятно для большинства окружающих. Про таких детей говорят, что у них «во рту каша».

Основные проявления дизартрии:

  • расстройство артикуляции звуков (речь нечёткая, смазанная);

  • нарушение голосообразования;

  • изменение темпа и ритма речи;

  • изменение интонации.

Вышеперечисленное проявляется в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

  • экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

  • речь детей с ОНР малопонятна.

ФФНР ( (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Нарушения письменной речи – расстройство процессов письма и чтения.

Дисграфия – это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто. Они называются специфическими: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.

Дислексия – расстройство процесса чтения. При этом нарушении ребенок не может овладеть навыками чтения, (иногда даже на уровне слияния слогов), или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении ребенок часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии - не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их на другие.

Дизорфография – особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Начинает развиваться примерно с 3 класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.

Речевые нарушения имеют устойчивый характер и не исчезают без помощи специалистов, а именно учителя-логопеда.


Вернуться на страницу Логопеда