Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию речи

Дата добавления: 2017-09-03

Развитие языкового анализа.

Определение количества, последовательности и места слов в предложении:

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

3. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

Для закрепления слогового анализа и синтеза:

1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («слива», «помидор», «собака»).

3. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: ___буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

4. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё, точ, лас, ка).

Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 3, 4 или 5 звуков.

3. Подобрать слова на каждый звук. Слова подбираются в определенной последовательности: сначала слова из 3 звуков, затем из 4, 5, 6 звуков.

р              у             ч              к              а

рот           Уля          час          кот           Аня

роза         угол         чаша       каша        аист

рукав       улица       чехол      корка       астра

4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

Па-(пар)

nа- -(nарк)

nа- - -(паром)

nа- - - -(паруса)

5. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).

6. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы, луг - плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок – сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;

в) переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.

7. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?

8. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот – топор - рука.

9. Игра в кубик. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

10. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, сор - рос, топ - пот.

11. Разгадывать ребусы.

12. Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама).

13. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.

Развитие словарного запаса.

1.Учить называть группы обобщающим словом (диван, стул, кровать… - мебель и т.д.).

2. Накапливать вместе с ребёнком словарь на определённые темы (посуда, школа, времена года…).

3. Накапливать словарь на определённую букву.

4. Учить составлять группы родственных слов с определённым корнем (снег – снежок – снежный – снеговик…).

5. Учить подбирать прилагательные к существительным, глаголам.

6. Учить подбирать антонимы (добрый – злой), синонимы (друг – товарищ).

7. Развивать познавательные интересы ребенка.

8. Спрашивать, какие слова непонятны, объяснять их значение, и просить ребенка составить с этим словом предложение.

9. Беседовать, разговаривать с ребенком.

Развитие грамматического строя речи.

Основные направления в работе:
       - уточнение структуры предложения,
       - развитие функции словоизменения и словообразования.

Составляем предложения по следующему плану:

1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (Дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространенные предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу. Бабушка дает ленту внучке. Девочка гладит платок утюгом. Дети катаются с горки. Солнце светит ярко.)

В дальнейшем составляются более сложные предложения.

Словоизменение, словообразование.

1. Играть в игры:
       - гномы - великаны (носище – носик),
       - один – много (дом – дома),
       - чего не стало (бабочка – бабочки),
       - называть детёнышей животных.

2. Следить за тем, как ребенок изменяет слова, обязательно его поправлять.

3. Следить за употреблением в речи предлогов.

Развитие связной речи.

1. Читать книги!

2. Обсуждать прочитанное, пересказывать яркие, запоминающиеся рассказы или сказки.

3. При составлении рассказов, пересказов обращать внимание на детали, ситуацию, последовательность построения сюжета.

А также необходимо обратить внимание на:

 • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
       • Состояние пространственных функций (умение определять право - лево в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
       • Неврологический статус (определяют специалисты).
       • Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Если ребёнок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребёнок должен понимать прочитанное.

Дата добавления: 2014-12-13
Автор: М. В. Тетерина, учитель-логопед

Вернуться на страницу «Родителям»